Культура

В галерее «Хазинэ» открылась выставка петербуржских авангардистов

В экспозиции – 111 работ 5 художников, учеников и последователей Владимира Стерлигова, в начале века входившего в «круг Малевича».
02.02 19:14

(Казань, 2 февраля, «Татар-информ», Нина Нарыкова). С творчеством петербургских художников второй половины XX века, представителей знаменитой школы Стерлигова, смогут ознакомиться жители нашего города, которые в ближайшее время придут в галерею «Хазинэ». Сегодня здесь открылась выставка «Авангард на Неве. Пространство Стерлигова».

В экспозиции – 111 работ 5 художников, учеников и последователей мастера, в начале века входившего в «круг Малевича». Пейзажи, портреты и натюрморты Геннадия Зубкова, Светланы Карлыхановой, Светланы Цвиркуновой, Ольги Моисеевой, Насти Зееловой, Ларисы Астрейн, Александра Носова, Елизаветы Александровой, Юрия Гобанова, Наталии Ватениной, Людмилы Пономаревой, Валентины Соловьевой, Александра Ставиского, Алексея Гостинцева, Григория Молчанова… На открытии выставки этих людей сегодня называли не иначе, как «служителями авангарда». Эта группа художников объединена одним именем – «17 апреля». Именно в этот день в далеком 1960-м году Стерлигов создал свое первое произведение по собственной пластической концепции. Прямой Малевича он противопоставил кривую, квадрату – чашу и купол. Так возникла «чашно-купольная» пространственная система, которая, по мнению автора, должна была стать универсальной для изображения мира, где материальное – чаша, духовное – купол.

Владимир Стерлигов родился в Варшаве 18 марта 1904 года. С 1926 года занимался живописью в ленинградском ГИНХУКе (Государственном институте художественной культуры). Под руководством Малевича исследовал принципы кубизма и супрематизма. C 1929 по 1934 гг. Владимир Стерлигов входил в группу живописно-пластического реализма.

На долю художника выпали тяжелые испытания. В 1934 г. он был арестован по клеветническому доносу. После амнистии в 1939 г. Владимир Васильевич стал председателем оргбюро Союза художников в Караганде. Участовал в Великой Отечественной войне. В 1950-х годах им были созданы «Евангельский цикл» и «Цикл ангелов», в 1973 г. - «Распятие», «Голгофа», «Рождество», «Гора Сион». Скончался Владимир Стерлигов 1 ноября 1973 года в Петергофе.

Не желающие прозябать в слишком узких и конкретных рамках соцреализма художники к Стерлигову тянулись. О мыслях и чувствах этих людей через их картины смогут узнать и казанцы. Правда, есть проблема – восприятие авангардных по духу произведений почему-то часто кажется нам сложным, неопределенным. Некоторые пытаются разглядеть в картинах символы и знаки, другие пытаются уловить замысел художника, зачастую забывая о том, что в таком случае нужно обязательно доверять себе и своему настроению. По слова кандидата искусствоведения Галины Тулузаковой, главное в этой живописи – эмоциональный отклик, настроение, созданное картиной. Это общее состояние, которое может радовать или, наоборот, вызывать чувство остроты. В общем, нужно положиться на интуицию. И, может быть, кто-то, кто придет сюда, разглядит в полотнах эстетство и изысканность колорита, свойственные истинным петербуржцам.
 

Новости по теме

Картина дня